Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования.
В современном мире, где информация распространяется с невероятной скоростью, а технологии развиваются стремительно, жизнь и социальные процессы ускоряются, традиционные представления, которые раньше казались исчерпывающими, быстро устаревают. В результате многие общественные, исторические, политические и культурные процессы и противоречия приобретают новые аспекты и интерпретации.
Одним из таких противоречий, получивших новое осмысление, стал конфликт между человеком и обществом. Этот конфликт порождает проблему идентичности человека и его самоопределения. Современное общество находится в процессе трансформации, и люди меняют свои способы жизни, способы общения и социальные практики. Мир вокруг нас постоянно меняется, и уже нет чётких норм, ценностей и мотивов, которые помогали бы человеку определить свою идентичность, включая гендерную.
Традиционно понятие гендера рассматривалось в рамках модернистских бинарных оппозиций, которые воспроизводятся как культурные символы и интерпретируются как иерархические структуры. Однако в обществе нового типа прежние представления о роли, статусе и положении человека в зависимости от его биологического пола, а также стереотипы поведения и оценки становятся неактуальными. Эти изменения связаны с неопределённостью и двойственностью существования человека, изменением характера его деятельности и множественностью направлений его активности. Всё это приводит к дестабилизации ранее устойчивой и определённой идентичности.
Гендерные отношения — это один из ключевых индикаторов цивилизованности социума, его внутренней стабильности, а также уровня экономического и культурного прогресса.
Гендерные отношения, которые отражают суть социальных трансформаций, редко становятся объектом специального исследования, в связи с чем остаётся малоизученным вопрос о том, как формируется гендерная культура в российском обществе и почему русские женщины демонстрируют такое сильное сопротивление в современном мире.
Таким образом, исследование гендерных изменений в современном мире становится всё более актуальным в связи с модернизацией общества и изменением мировоззрения молодых людей. Это приводит к трансформации системы ценностей и семейных отношений.
Причиной этого явления служит сохранение традиционных представлений о мужских и женских ролях. Это приводит к ущемлению прав людей в рабочей среде, образовательных учреждениях и в обществе в целом.
Цель работы – изучение гендерных изменений в современном мире.
Объект исследования – гендерные изменения.
Предмет исследования – специфика гендерных изменений в современном мире.
Задачи:
1. Рассмотреть предпосылки формирования и теоретико-методологический анализ категории «гендерные отношения».
2. Описать структуру гендерных отношений и особенности гендерных стереотипов в современном обществе.
3. Определить гендерные роли в современном обществе: изменения и сдвиги.
4. Описать гендерные трансформации в современном российском обществе.
5. Провести анализ проблем изменений в гендерных ролей.
Теоретическая основа работы.
Важный вклад в изучение выявленной проблемы внесли:
• О. Воронина, Е. А. Здравомыслова, А. А. Тёмкина, Т. А. Клименкова, М. Малышева, Е. Мещеркина, А. Клецина — их работы посвящены социологическому аспекту гендерных исследований;
• А. Костикова, Т. Клименкова, С. Жеребкина — эти авторы исследуют философский аспект гендерной проблематики.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Новизна работы. В исследовании впервые обосновывается ключевая идея о том, что трансформация социальных ролей мужчин и женщин — это фундаментальный процесс, который затрагивает все аспекты общественной жизни и оказывает значительное влияние на современные российские преобразования и формирование их ключевых направлений.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика гендерных изменений в современном мире
1.1 Предпосылки формирования и теоретико-методологический анализ категории «гендерные отношения»
В трудах античных философов, таких как Платон, можно найти истоки социальной дискриминации по половому признаку. В своих работах «Пир» и «Государство» Платон ввёл понятие андрогинов и высказал идею о взаимодополняемости полов.
Отношение к женщине в те времена было неоднозначным. С одной стороны, её считали низшим существом, «пошлой Афродитой», а с другой — допускали её участие в делах государства наравне с мужчинами.
Учёные и политики того времени пытались оправдать угнетённое положение женщин в обществе, споря о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу [Латина, 2015].
Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашёл своё отражение в религиозных и философских трудах античности. Сократ выразил чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина».
Аристотель утверждал, что «женщина является женщиной в силу отсутствия мужских качеств». Он считал, что женщина — это существо, страдающее от природной неполноценности.
С древних времён и до конца XVII века в Европе было распространено мнение, что женский организм — это недоразвитый вариант мужского. Поэтому в то время различия между «мужским» и «женским» определялись не столько физическими особенностями, сколько социальными: положением в обществе и выполняемыми ролями.
Но в эпоху Возрождения взгляды европейцев изменились. И мужчины, и женщины стали восприниматься как принципиально разные организмы. С этого момента социальные различия между полами стали связывать с биологическими.
В научной литературе гендерные отношения описываются как взаимодействие между отдельными людьми разного пола или социальными группами, состоящими из мужчин или женщин. Эти отношения могут принимать различные формы и проявляться на разных уровнях общества [Смольникова, 2016].
Гендерные отношения существуют как на макроуровне социальной реальности, так и на мезо- и микроуровнях. Они также могут быть связаны с личностными аспектами и проявляться на уровне индивида.
Гендерный подход основан на идее, что важны не физические различия между мужчинами и женщинами, а то, как общество воспринимает эти различия.
Понятие «гендер» ввёл в научный оборот психолог Роберт Столлер в 1968 году в своей работе «Пол и гендер». Он изучал психологию людей с нарушениями половой идентичности в Калифорнийском университете и понял, что легче изменить пол человека хирургическим путём, чем его гендерную идентичность [Столлер].
«Пол» относится только к биологическим различиям между мужчинами и женщинами. «Гендер» же — это социальный пол, то есть роли, идентичность и сферы деятельности мужчин и женщин, которые определяются не биологическими различиями, а социальной организацией общества.
Гендер — это социальный конструкт, а гендерная принадлежность предполагает самопознание и самоопределение.
Социальные понятия «женщины» и «мужчины» включают в себя множество аспектов и зависят от особенностей общества. Традиционно женщинам приписывают такие качества, как слабость, пассивность, эмоциональность и даже иррациональность, а мужчинам — силу, активность, рациональность и целеустремлённость.
Разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин в разных обществах и принципиальное сходство их биологических характеристик позволяют сделать вывод, что биологический пол не может объяснить различия в социальных ролях. Поэтому в современной науке принято использовать понятия «пол» и «гендер» [Чернова, 2019].
Исследования в области гендерной психологии, проводимые такими учёными, как Д. Лорбер, К. Уэст, Д.Д. Зиммерман и В.А. Ядов, направлены на изучение механизмов формирования гендерной идентичности в различных социокультурных контекстах и временных рамках. Также эти исследования направлены на обоснование возможности изменения идентичности мужчин и женщин в условиях социальных изменений.
В западной психологии можно выделить три основных направления в развитии проблематики гендерных отношений. Первое направление было сформировано под влиянием полоролевого подхода. В этот период доминирующей научной парадигмой в исследованиях пола была парадигма половых (гендерных) различий.
Другое направление возникло под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. В рамках этого направления доминирующей научной ориентацией стала парадигма уникальности женской психологии.
Третье направление сформировалось под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского интеллектуального движения. В этом направлении доминирующей стала парадигма социального конструирования гендера.
Гендерные отношения являются важным показателем уровня развития общества, его устойчивости и цивилизованности, а также экономического и культурного развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богачкина Н. А. Психология: учебное пособие / Н. А. Богачкина. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c.
2. Григорьев Д. А. Психология: учебное пособие / Д. А. Григорьев. — М. : Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2019. — 52 c.
3. Варламова А. А. Формирование гендерной культуры в подростковом возрасте в процессе социализации / А. А. Варламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 158-160.
4. Гуревич П. С. Психология: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 319 c.
5. Гусева Т. И. Психология личности: учебное пособие / Т. И. Гусева, Т. В. Катарьян. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c.
6. Дерябина А. С. Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях / А. С. Дерябина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 92-95.
7. Джиоев Б. А. Гендерные роли в современном обществе: изменения и сдвиги / Б. А. Джиоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 446-448.
8. Караванова, Л. Ж. Психология: учебное пособие для бакалавров / Л. Ж. Караванова. — 2-е изд. — М. : Дашков и К, 2019. — 264 c.
9. Козлова, Э. М. Социальная психология: учебное пособие / Э. М. Козлова, С. В. Нищитенко. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 170 c.
10. Куликова В. А. Изменение гендерных ролей в современном мире как фактор трансформации семейно-брачных отношений и роста конфликтности в семьях / В. А. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 207-209.
11. Латина С. В. Гендерный подход в различных областях науки и сферах жизни / С. В. Латина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 515-518.
12. Магера, Т. Н. Психология : учебное пособие / Т. Н. Магера. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2019. — 470 c.
13. Общая психология. Хрестоматия: учебное пособие / А.Н. Леонтьева [и др.]. — М. : Евразийский открытый институт, 2016. — 256 c.
14. Общая психология: хрестоматия / А. В. Иващенко, Т. С. Пилишвили, В. А. Петровский [и др.] ; сост. Л. В. Зубова, О. А. Щербинина.— Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2019. — 102 c.
15. Пахальян, В. Э. Практическая психология. Введение: учебное пособие / В. Э. Пахальян. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 245 c.
16. Резепов, И. Ш. Общая психология: учебное пособие / И. Ш. Резепов. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 110 c.
17. Сельчихина Е.Б. Общая психология: учебное пособие / Е.Б. Сельчихина. — Калининград: Калининградский государственный университет, 2018. — 115 c.
18. Смольникова Л. В. Психология: учебное пособие для студентов всех направлений / Л. В. Смольникова. — Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016. — 337 c.
19. Чернова Ж. Незавершенная гендерная революция // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 222—242.
20. Штылева Л.В. Гендерные трансформации в ментальности современных российских школьниц / Л.В. Штылева, О.И. Ключко // Перспективы науки и образования. 2019. № 2. С. 240—255.